Тема урока: «Электролитическая диссоциация»

Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся об электролитической диссоциации.

Задачи урока: 1. Образовательные: Продолжать формирование понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах и механизме электролитической диссоциации.

2. Развивающие: а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы;

б) коммуникативные: развитие умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационные: развитие умения сравнивать, выделять существенные признаки, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и приборами.

Планируемые результаты обучения: 

В результате изучения данного материала учащиеся должны: Знать: а) определение понятий – электролиты; неэлектролиты; электролитическая диссоциация; основания, кислоты, соли в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД) в ходе обобщения знаний; б) электрическую проводимость различных веществ; в) значение электролитической диссоциации в повседневной жизни человека.

Уметь: а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей; б) пользоваться таблицей растворимости; в) извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента и делать соответствующие выводы.

Тип урока: урок обобщающего типа

Этапы урока 

1. Организационный момент, постановка цели урока

2. Проверка домашнего задания

3. Лабораторный опыт

4. Закрепление знаний 

5. Домашнее задание, подведение итогов урока

Подготовка к уроку

Оборудование: 1) Прибор для демонстрации опытов с электрическим током 2) 6 химических стаканов, 2 стеклянные палочки 3) Компьютер, проектор, экран мобильный

Реактивы: 1) Кристаллическая поваренная соль и сахар 2) Раствор гидроксида натрия 3) Раствор соляной кислоты 4) Дистиллированная вода

1 этап. Организационный.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок-обобщение по теме «Электролитическая диссоциация» (слайд № 1). На этом уроке мы проверим домашнее задание, вспомним основные понятия этой темы, проведём опыты по испытанию веществ на электрическую проводимость и закрепим полученные знания, выполнив задания у доски (слайды № 2, 3).

2 этап. Проверка домашнего задания (слайды № 4, 5)

Вопросы ученикам: 1. Дайте определения следующим терминам с точки зрения ТЭД:

• основания – это

• кислоты – это

• соли – это

2. Что называется электролитической диссоциацией?

3. Какие вещества называются электролитами?

4. Какие вещества называются неэлектролитами?

5. А что такое электрический ток?

6. Какие вещества помимо электролитов проводят электрический ток? (металлы).

Итак, мы выяснили, что и металлы, и электролиты проводят эл.ток. Почему? Какие заряженные частицы есть у металлов, а какие у электролитов? Таким образом, мы с вами вспомнили, что металлы имеют заряженные частицы – электроны, а электролиты – ионы. А наличие свободных заряженных частиц – необходимое условие для прохождения эл.тока.

3 этап. Лабораторный опыт.

Ребята, давайте на опыте проверим электрическую проводимость некоторых веществ. Это мы сделаем с помощью прибора, который вы видите передо мной. Параллельно с проведением опыта мы будем заполнять таблицу по электрической проводимости некоторых веществ (слайд № 6). Перечертите её в тетрадь (незаполненная на слайде).

Испытание веществ на электрическую проводимость Когда электроды помещают в вещество, становится ясно, проводит ли это вещество ток. Если вещество проводит электрический ток, цепь замыкается, и лампочка загорается. Если вещество не проводит эл.ток, цепь остается разомкнутой, и лампочка не горит.Испытаем вещества на электрическую проводимость: 1) Насыпаем поваренную соль – кристаллический хлорид натрия (NaCl) в чашку Петри и поднесем к электродам. Что наблюдаем? Лампочка не горит. О чем это нам говорит? Правильно, поваренная соль не проводит электрический ток.

2) Возьмем сахар (органическое вещество). Лампочка тоже не горит. Твердые вещества не проводят электрический ток.

3) Проверим, является ли электролитом дистиллированная вода. Лампочка не горит. Ионов в дистиллированной воде совсем немного, поэтому электропроводность воды низкая. Дистиллированная вода – очень слабый электролит.

4) Электропроводны ли растворы солей, щелочей, кислот? Раствор гидроксида натрия электропроводен: лампочка загорается. Лампочка горит и при испытании раствора поваренной соли. Электропроводен также раствор соляной кислоты (HCl). Все испытанные растворы оказались электролитами. Какие выводы мы можем сделать, проведя данные опыты? Какие вещества у нас проводили эл. ток, а какие нет? Выводы (слайд № 7): Твёрдые вещества не проводят эл.ток. Растворы солей, щёлочей, кислот – электролиты, проводят эл.ток. Растворы, в которых нет заряженных частиц – неэлектролиты, не проводят эл.ток.

4 этап. Закрепление знаний (слайд № 8) 

1. Среди перечисленных формул выберите: электролиты и неэлектролиты. Формулы: CO2; H2SO4; CuCl2; Fe(OH)3; Al2(SO4)3; H2SiO3; NaOH; CuO; HCl; BaSO4; K2CO3 (слайд № 9)

2. Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих кислот: а) бромоводородной кислоты б) сернистой кислоты в) фосфорной кислоты г) сероводородной кислоты д) серной кислоты е) азотной кислоты (слайд № 10)

3. Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих солей: а) ZnCl2 б) Al(NO3)3 в) K2SO4 г) Na2CO3 д) K3PO4 е) FeCl3 (слайд № 11)

4. Напишите уравнения диссоциации электролитов, которые распадаются на следующие ионы: а) Na+ и OH- б) Ca2+ и OH- в) Ba2+ и OH- г) K+ и OH- 

Слайд № 12. Ребята, подумайте, а где вы в повседневной жизни уже сталкивались с явлением электролитической диссоциации и где оно применяется?

Слайд № 13. Аккумуляторы заливают растворами электролитов: кислот и щелочей, которые проводят электрический ток. Знание этого материала может пригодиться всем, кто имеет дело с техникой. 

5 этап. Домашнее задание, подведение итогов урока (слайд № 14)

Итак, мы с вами обобщили основные сведение по электролитической диссоциации. Домашнее задание § 36, стр. 203 упр 5. Выставление оценок за работу на уроке.

Конструктор сайтов - uCoz